Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

19.02.2021

И в продолжении об инклюзии

МИР ОДИН НА ВСЕХ

   Когда в обществе речь заходит об инклюзивном образовании, многое по данной теме остаётся расплывчатым и туманным. Ведь многие думают, что инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития. Но это не совсем так.

 Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть обучающихся «выпадает» ввиду того, что система не готова к удовлетворению их индивидуальных потребностей в обучении и развитии. И здесь речь идет не только о детях с ОПФР, но также и об одаренных детях, детях имеющих культурно-этнические, языковые, религиозные и другие особенности. Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится все актуальнее. Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся.

 

   При инклюзивном образовании процесс обучения и воспитания организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку, исключается любая дискриминация детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Другими словами – не дети подстраиваются под образовательную и социальную среду, а среда организована таким образом, что каждый ребенок гармонично вписывается в эту среду и комфортно в ней развивается.

  Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышая эффективность обучения и воспитания.

 Полагаю, не найдется человека, который возразит, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Важно чтобы ребенок получил не только богатый социальный опыт, но и были реализованы его образовательные потребности, чтобы его участие не снизило общий уровень образования других детей.

  Инклюзивное образование является логическим продолжением системы интегрированного образования. Оно предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации образовательного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

 Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого участника, включённого в образовательный процесс – педагогов, родителей, детей, администрации, социума. Процессы инклюзии относятся не только к образованию, это вопрос формирования общественной сознательности, толерантности в отношениях к каждому ребёнку, к каждому человеку.

 В процессе введения инклюзивного образования, возникает множество проблем, в том числе и социальных. Но, если проблемы создания нормативной правовой базы, специальных условий, финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах сказано мало, а их достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с особенностями в развитии в учреждениях образования.

  Проблемы социального характера могут являться основными. Вводя в учреждение инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, воспитанники и их родители принять в группе особенного ребенка?

   Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в учреждении.

 Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого сообщества, в котором каждый чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно. Воспитанники и педагоги относятся друг к другу с уважением. Всех детей одинаково ценят, ожидают от них высоких достижений. Сотрудники учреждения, дети и родители разделяют идеологию инклюзии. Педагоги стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах жизни в детском саду.

 Создание инклюзивной культуры детского сада включает формирование толерантного отношения к людям (больным, престарелым, людям иной национальности, других субкультур и т.д.); формирование умений обмениваться нужной информацией (знать язык жестов, учитывать при общении традиции других национальностей и т.д.); повышение культуры коммуникации (иметь навык общения в разной социальной среде, различных жизненных ситуациях, с людьми, испытывающими трудности при общении и т.д.). Создавая особые условия для «особых» детей, мы должны не нарушать принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности и опираться на сильные стороны каждого ребенка.

 Поэтому создание инклюзивной культуры является фундаментальной основой развития инклюзии в целом и позволит устранить социальные и культурные барьеры, которые препятствуют включению детей и взрослых с любыми особенностями в образовательный процессии и социум в целом.

    Формирование инклюзивной культуры в детском саду – процесс  длительный и многогранный, требующий активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, который  позволит  широко распространять практику инклюзивного образования, а также повысит уровень компетентности родителей и привлечет их к сотрудничеству в вопросах реализации инклюзивного образования.

  Организуя  инклюзивное образование в детском саду, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития детского сада, когда качественное образование становится реальным и достижимым правом для всех без исключения.