Как сформировать у детей разумные потребности и умение планировать семейный бюджет.
1.Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: покупка продуктов, одежды, оплата коммунальных счетов и др.
2.Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, лекарства, крупные покупки и развлечения, поездки.
3.Чтоб ребенку было интересно, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком –символом.
4.Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы купили молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продукты питания». Купили игрушку, книгу- звездочку в разделе «Игрушки».
5. В конце недели подведите итоги. На что больше израсходовали денег? Какие разделы оказались пустыми?
6. Вместе с ребенком сделайте вывод, что на крупные покупки надо экономить.
7.Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?»
8.Планируя посещение магазина, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в магазин, попросите ребёнка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть у него формируется умение выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по магазину, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных затрат.
9.Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную помощь.
10. Формируйте у ребенка бережливость. Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если ребенок будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
11. Помогите детям осознать стоимость вещей.С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Дети не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.
12. Привлекайте детей к работе по дому. Дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у ребенка разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу.
13.Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, вернисаж, да мало ли еще что, можно придумать, чтобы подарить ребенку радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как лучше их потратить. И никогда не используй денежные стимулы дошкольника.
Приобщая ребенка с дошкольного возраста к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, развиваем умение ценить свой труд, формируем у него разумные потребности и умение планировать семейный бюджет.
раскрыть » / « свернуть