Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

15.07.2020

Рекомендации учителя-деффектолога

Рекомендации учителя-дефектолога на лето

 

    Уважаемые родители!

    Прошел год труда над речью детей. Наши дети за это время многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом развитии.

   Лето – пора отпусков, детского отдыха. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на свежем воздухе, много двигается. Это время можно превратить в веселое развлечение, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.

  Родителям детей, которые имеют речевые недостатки, и летом нельзя забывать об этом. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

    Для того,  чтобы сохранить и преумножить результаты проделанной работы,  прислушайтесь к рекомендациям на лето.

1. .Играем в речевые игры:

  • Скажи наоборот (большой – маленький)
  • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
  • Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?)- в качестве предметов подойдут любые окружающие вас предметы.
  • Птицы и животные (дикие и домашние), их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК)
  • Один – много (шар – шары, дом – дома)
  • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
  • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
  • Играем, развивая фонематические процессы: игра «Угадай откуда звук!». В данной игре ребенок не должен видеть источник звука. Нужно отгадать что или кто издает такой звук.
  • Повтори за мной слоговые дорожки: па – ба – па, та – да - та  и т. д.

 

2.      Обратите свое внимание на развитие логических, мыслительных процессов у ребенка. Учите его рассуждать, ищите совместно логические и смысловые связи в явлениях окружающего мира, не забывайте обобщать увиденное, давайте задачки на исключение четвертого лишнего.

3.      Развивайте мелкую моторику ребенка.

  • Поощряйте рисование,  раскраски, обводилки, прописи.
  • Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
  • Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
  • Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
  • Играйте с глиной, мокрым песком;
  • Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
  • Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
  • Рисуйте на асфальте цветными мелками.
  1.       Закрепляйте материалы лексических тем. 2-3 раза в неделю или чаще беседуйте с ребенком о диких и домашних животных, цветах, человеке, насекомых, профессиях, мебели, посуде, овощах, фруктах, грибах, ягодах.

     По каждой теме покажите ему по возможности реальный предмет, интересное видео, попробуйте вместе понять, какие у группы общие признаки, из каких деталей состоит.  

5.  Занимайтесь спортом вместе с ребенком, это улучшит его и ваше здоровье, позволит развить координацию, ловкость и  силу.

Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните,  как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!

6. Выполняйте артикуляционную гимнастику — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба. Проводить следует по 3-5 минут в день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

    Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным».

«Что из чего?»

  • Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.

Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…

(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)

«Пятерочка»

  • Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)

Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.

(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)

«Пять действий»

  • Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.

Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки

(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)

«Кто больше?»

  • Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная

  • Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Подбери словечко"

  • В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);

Старый- (дом, пень, человек, ботинок);

Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);

Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);

Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.

«Вот, так магазины!»

  • Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…

(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)

«Мир животных»

  • Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела

Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…

(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …

Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)

«Цвет и ответ»

  • Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель!

Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля.

(Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)

«Три части»

  • Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!

Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.

(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)

 

Проведите максимально больше времени со своим ребенком,

ведь Он так этого ждет!

Приятного Вам отдыха!