Рекомендации учителя-дефектолога на лето
Уважаемые родители!
Прошел год труда над речью детей. Наши дети за это время многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом развитии.
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на свежем воздухе, много двигается. Это время можно превратить в веселое развлечение, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
Родителям детей, которые имеют речевые недостатки, и летом нельзя забывать об этом. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.
Для того, чтобы сохранить и преумножить результаты проделанной работы, прислушайтесь к рекомендациям на лето.
1. .Играем в речевые игры:
- Скажи наоборот (большой – маленький)
- Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
- Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?)- в качестве предметов подойдут любые окружающие вас предметы.
- Птицы и животные (дикие и домашние), их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК)
- Один – много (шар – шары, дом – дома)
- Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
- Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
- Играем, развивая фонематические процессы: игра «Угадай откуда звук!». В данной игре ребенок не должен видеть источник звука. Нужно отгадать что или кто издает такой звук.
- Повтори за мной слоговые дорожки: па – ба – па, та – да - та и т. д.
2. Обратите свое внимание на развитие логических, мыслительных процессов у ребенка. Учите его рассуждать, ищите совместно логические и смысловые связи в явлениях окружающего мира, не забывайте обобщать увиденное, давайте задачки на исключение четвертого лишнего.
3. Развивайте мелкую моторику ребенка.
- Поощряйте рисование, раскраски, обводилки, прописи.
- Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
- Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
- Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
- Играйте с глиной, мокрым песком;
- Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
- Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
- Рисуйте на асфальте цветными мелками.
- Закрепляйте материалы лексических тем. 2-3 раза в неделю или чаще беседуйте с ребенком о диких и домашних животных, цветах, человеке, насекомых, профессиях, мебели, посуде, овощах, фруктах, грибах, ягодах.
По каждой теме покажите ему по возможности реальный предмет, интересное видео, попробуйте вместе понять, какие у группы общие признаки, из каких деталей состоит.
5. Занимайтесь спортом вместе с ребенком, это улучшит его и ваше здоровье, позволит развить координацию, ловкость и силу.
Зарядитесь теплом и солнцем, отдохните, как следует, чтобы в следующем учебном году начать заниматься с новой силой и энергией!
6. Выполняйте артикуляционную гимнастику — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба. Проводить следует по 3-5 минут в день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным».
«Что из чего?»
- Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…
(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)
«Пятерочка»
- Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)
Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.
(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)
«Пять действий»
- Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…
(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)
«Кто больше?»
- Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная
- Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Подбери словечко"
- В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);
Старый- (дом, пень, человек, ботинок);
Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);
Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.
«Вот, так магазины!»
- Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…
(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)
«Мир животных»
- Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела
Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…
(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …
Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)
«Цвет и ответ»
- Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель!
Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля.
(Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)
«Три части»
- Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!
Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.
(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)
Проведите максимально больше времени со своим ребенком,
ведь Он так этого ждет!
Приятного Вам отдыха!