Чтобы избежать травм детей в нашем учреждении дошкольного образования мы осуществляем систематическую и целенаправленную работу по овладению каждым ребёнком навыков безопасного поведения на зимних прогулках, в процессе игровой, коммуникативной и других видах деятельности. Кроме того, обезопасить детей от неприятных последствий помогут простые, и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.
Давайте вспомним зимние забавы, как можно поиграть с детьми на прогулке зимой (катание на санках, лыжах, ледянках; скольжение по ледяной дорожке; лепка снеговиков из снега, опыты со снегом и др.). Но у каждой зимней забавы есть и свои особенности, свои правила безопасности.
Что нужно знать детям и родителям — меры предосторожности на горке зимой:
- напомните сыну или дочери, что вежливость хороша везде, и на горке тоже: пусть ребёнок уступает младшим и соблюдает очередь катания;
- следите за катанием ребёнка, особенно если он ещё небольшой и на горке много других детей;
- обувайте ребёнка перед походом на горку в нескользящую обувь;
- разрешайте ребёнку кататься только на средстве для катания — ледянке, ватрушке, санках.
- Если вашему ребёнку меньше 5 лет, не покупайте ему ледянку в форме корытца — такими средствами для катания довольно сложно управлять.
- Объясните ребёнку, что нельзя съезжать с горки, пока не отошёл в сторону предыдущий спускающийся.
- Расскажите, что нельзя задерживаться внизу, когда съехал, а поскорее отползать или откатываться в сторону.
- Объясните ребёнку, что переходить горку поперёк нельзя, даже если ему кажется, что он успеет перебежать до того, как кто-то съедет. На льду легко поскользнуться и попасть под ноги съезжающим.
- Если мимо горки идет прохожий, необходимо подождать, пока он пройдет, и только тогда совершать спуск.
- Катайте ребёнка с маленьких пологих горок.
«Ходьба на лыжах»
Учебная программа дошкольного образования ставит разные задачи обучения ходьбе на лыжах в зависимости от возрастной группы.
В первой младшей группе детей знакомят с лыжами, обучают детей стоять на них, сохраняя равновесие; ходить на лыжах (ступающий шаг).
Во второй младшей группе дети обучаются стоять на лыжах с сохранением равновесия; обучаются передвигаться ступающим и скользящим шагом; выполнять повороты направо (налево) на месте вокруг пяток лыж.
В средней группе дети уже самостоятельно берут и ставят лыжи на место; обучаются ходьбе по ровной лыжне по прямой, по кругу ступающим, скользящим шагом без палок; обучаются выполнять торможение «плугом» и т.д.
В старшей группе дети обучаются выполнять повороты переступанием на месте вправо и влево вокруг пяток лыж; ходить на лыжах без палок и с палками; подниматься на пологий склон «лесенкой» правым (левым) боком вперёд, «ёлочкой», «полуёлочкой» и т.д
Правила безопасности при ходьбе на лыжах:
- Лыжи должны быть подобраны по росту ребёнка и находиться в исправном состоянии;
- Лыжные палки должны быть подобранны по росту, снабжены защитным наконечником, кольцом и иметь удобную рукоять с регулируемым ремешком на запястье;
- Установка и эксплуатация крепления должна быть построена под катающегося, чтобы лыжник смог надеть и снять лыжи самостоятельно;
- Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной;
- Необходимо, чтобы обувь ребёнка соответствовала размеру его ноги: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме;
- Необходимо объяснить ребёнку, если он чувствует, что теряете баланс, то ему следует слегка присесть на корточки и завалиться набок. Чтобы избежать травмы, палки должны быть направлены назад;
- До начала лыжного занятия следует снять утяжеляющую одежку, помните, что при ходьбе температурный режим сбивается, и ребёнку становится жарко;
- Объясните ребёнку, что нельзя снимать или расстегивать одежду на ходу, это приведет к простудным заболеваниям;
- Разумеется, ходить следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение транспорта отсутствует.
«Катание на санках, ледянках, ватрушках»
Санки, ледянки и ватрушки одинаково хорошо подходят для катания с горок, но различаются по некоторым характеристикам, в том числе и по степени безопасности. Самое безопасное устройство для спуска — санки, наиболее сложны в управлении ватрушки. Ледянки хороши легкостью, но немного проигрывают санкам по безопасности — контролировать ледянку сложнее, чем санки.
В первой младшей группе дети обучаются катать санки за верёвку, катать на санках игрушки, снежки; толкать санки за спинку; скатывать санки с горки.
Во второй младшей группе дети обучаются возить санки поочерёдно правой (левой) рукой; подниматься на горку везя за собой санки; выполнять торможение ногами; катать друг друга по ровной поверхности.
В средней группе дети также обучаются катать на санках друг друга, вдвоём - одного, по прямой, по кругу, объезжая предметы; спускаться с невысокой горки, выполняя торможение ногами.
В старшей группе дети обучаются катать на санках друг друга, опираясь руками сзади за сиденье, объезжая обозначенные ориентиры; кататься на санках спиной вперёд, отталкиваясь ногами; в сцеплении группой из 3-5 санок (группу везут несколько детей или педагог); спускаться с горы вдвоём на санках.
Несколько основных правил помогут свести к минимуму риск получения травм во время катания на санках, ватрушках:
- Прежде чем ребёнок сядет на санки, ватрушку проверьте, нет ли в них неисправностей.
- Следите, чтобы ребенок был достаточно тепло одет (сапожки, теплая куртка с капюшоном, рукавички, шапочка) – это неплохая защита при падениях.
- Напомните ребёнку, что во время катания или спуска нужно крепко держаться за санки руками;
- Научите ребёнка всегда соблюдать дистанцию между собой и впереди едущими санками.
- Объясните, как можно крепко удержаться в сидячем положении: по возможности, одной рукой ухватиться спереди, другой – за сиденье сзади.
- Запретите детям съезжать вниз, лежа на животе – расскажите ,что это может привести к травме головы.
- Объясните детям, что нельзя и очень опасно связывать друг с другом двое или несколько санок.
- Расскажите ребёнку, что перед неизбежным столкновением лучше упасть в сторону.
- Обязательно присматривайте за ребёнком, когда он катается на санках.
Одежда и экипировка для катания на санках:
- Одевать детей лучше всего в «дутые» синтепоновые куртки и штаны, поскольку эта легкая одежда не позволит ребенку сильно вспотеть, а при падении сможет максимально смягчить удар.
- Обувь для катания на санках выбирайте удобную и прочную, со специальной прорезиненной подошвой.
- Руки ребенка должны защищать толстые перчатки, а голову – шапка.
Как сделать катание на ледянке безопасным:
- для ровных ледяных горок подходят простые овальные ледянки с одной ручкой, для снежных склонов — ледянки-тарелки или ледянки-корытца с двумя ручками и углублениями для ног;
- для детей дошкольного возраста лучше не используйте ледянки в форме тарелки или корытца на ледяных горках — на скользкой поверхности такие ледянки становятся неуправляемыми;
- для катания на ледянке выбирайте только ровные горки, без трамплинов, чтобы избежать травмы спины у вашего ребёнка.
В последние годы большую популярность приобрели надувные санки. Катание на них – это отдых, который одинаково подходит взрослым и детям. Но, к сожалению, катание на тюбинге – это один и из самых травмоопасных видов отдыха. В отличие от обычных санок «ватрушки» способны развивать большую скорость и даже закручиваться вокруг своей оси во время спуска. При этом они абсолютно неуправляемы и не оборудованы тормозным устройством. Это тот случай, когда здоровье и жизнь катающихся - дело самих катающихся.
Поэтому, чтобы сделать свой отдых приятным, а спуск на «ватрушке» безопасным, необходимо:
- Для катания на ватрушках (тюбах) подходят не слишком крутые горки — тюбы легкие, и ребёнок может не справиться с управлением;
- Перед катанием необходимо проверить состояние тюба. Ватрушка должна быть хорошо накачена и не деформирована.
- Кататься следует только на специально подготовленных трассах со снежной поверхностью.
- Склон для катания должен быть с уклоном не больше 20 градусов. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Не следует кататься на тюбингах по склонам, поросшим деревьями.
- Объясните детям, что нельзя кататься с горок с трамплинами — при приземлении ватрушка сильно пружинит и можно получить травму.
- Прежде чем начать спуск по неподготовленной трассе, осмотрите ее на предмет наличия ям, бугров, торчащих кустов, камней, ограждений, представляющих опасность для жизни и здоровья вашего ребёнка.
- Санки-ватрушки развивают большую скорость, поэтому на склоне обращайте внимание на других катающихся.
- Расскажите детям, что перед началом спуска нужно убедиться, что перед вами нет никого из катающихся, особенно детей.
- Кататься на санках-ватрушках следует сидя. Объясните детям, что нельзя кататься на «ватрушке» стоя или прыгая как на батуте.
- Нельзя кататься на тюбинге вдвоем с ребенком - невозможно контролировать ситуацию одной рукой удерживая ребенка, а другой, держась за ватрушку.
- Не привязывайте надувные санки к транспортным средствам: снегокатам, квадроциклам, автомобилям и т.д.
- Во время спуска объясните детям, что нужно держаться за ручки и не пытаться тормозить ногами или руками.
- Будьте поблизости с горкой, если пришли покататься на «ватрушке» с маленьким ребёнком.
Ледяные дорожки.
Скольжение по ледяным дорожкам – один самых доступных видов спортивной деятельности. Игры и упражнения на ледяных дорожках – эффективное средство, стимулирующее двигательную активность, улучшающее состояние здоровья и общую физическую подготовленность. Прежде всего, благотворные изменения происходят в развитии органов дыхания. Ребенок, двигаясь по ледяной дорожке, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Постоянно чередуются напряжение и расслабление мышц ног, что положительно влияет на укрепление свода стопы. Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений. Обучение скольжению по ледяным дорожкам можно начать при помощи взрослого (держась за руку). Когда ребенок будет чувствовать себя на льду более уверенно, можно приступать к усложнениям.
Условия создания ледяных дорожек:
Для дорожки утрамбовывается снег шириной 60см для младшей группы; 40см для средней и старшей группы, и длиной 1-1,5м для младшей группы, 1,5-2м для средней и 3-8м для старшей группы. Дорожки украшаются различными картинками, колечками, цветами.
Для этого необходимо залить первый слой воды, дождаться пока застынет и, украсив дорожку, залить второй слой воды. После застывания необходимо поверхность дорожки сделать гладкой и ровной. По краям дорожку можно «обрамить» - украсить ледяными шарами, различными ледяными фигурками и т.п.
Правила скольжения по ледяным дорожкам:
1.Отталкиваться необходимо от нескользящей поверхности.
2.Одну ногу следует ставить вперёд, а другую назад.
3.Вес тела нужно переносить на впереди стоящую ногу.
4.Удерживать равновесие.
Вторая младшая группа.
Скольжение по ледяным дорожкам начинается со второй младшей группы. Начинать учить ребёнка кататься, нужно сначала взявшись за руку взрослого, чтобы он смог сохранять равновесие. Когда малыш начнет уверенно держаться на ногах, можно попробовать прокатиться вместе с ним. Обязательным условием в этом возрасте является страховка и поддержка взрослого (педагога).
Задачи обучения скольжению по ледяным дорожкам -
скользить с поддержкой за одну руку по ровной дорожке (длина 1-1,5 м), оттолкнувшись с места и удерживая равновесие.
Умение скользить по ледяным дорожкам способствует укреплению и охране здоровья детей, формирует правильную осанку, закаляет организм, формирует и совершенствует умения и навыки в основных видах движений на занятиях и пространственное ориентирование.
Необходимо поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях, что способствует формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Упражнения:
1. «Лягушата». Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
- «Слоники». Пройти по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду и стараясь не упасть.
3. «Ёжики». Скользить с поддержкой взрослого сохраняя равновесие.
4. «Конькобежцы». Скользить с поддержкой взрослого отталкиваясь ногами.
8.Игра «Доберись до рыбки».
Средняя группа
Задачи обучения скольжению по ледяным дорожкам:
скользить по ровной дорожке (длина 1,5-2м) с места и 3-5 шагов разбега со страховкой.
Умение скользить по ледяным дорожкам способствует укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, развивает самостоятельность и творчество в двигательной деятельности.
Чем лучше общая физическая подготовленность детей, тем быстрее они овладевают этим видом движения. В процессе обучения большое место занимают физические упражнения, укрепляющие мышцы ног, в частности стопы, а также помогающие воспитанию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, глазомер и др. Сначала дети катаются с помощью взрослых, затем самостоятельно. Взрослый показывает и объясняет, что надо сделать энергичный разбег по снегу и скользить по ледяной дорожке на двух ногах, отставив одну ногу назад, примерно на ширину плеч, корпус держать прямо или немного присев. Необходимо следить, чтобы дети выполняли правила поведения, определять дозировку нагрузки.
Упражнения:
Рекомендуются следующие упражнения:
1. «Пешеходы». Ходьба по ледяной дорожке с поддержкой и без поддержки;
2. «Пингвинята». Один за другим дети разбегаются и скользят по небольшим ледяным дорожкам.
Эти упражнения развивают равновесие, укрепляют голеностопные, коленные, тазобедренные суставы, а также облегчают освоение техники передвижения.
Старшая группа
На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу).
Задачи обучения скольжению по ледяным дорожкам -
скользить по длинной ледяной дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания; скользить, выполняя движения руками (в стороны, за голову, на пояс).
Упражнения:
1. «Водомерки». Скольжение по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания.
2.«Наши ножки скользят по дорожке».
Уважаемые родители!
Не оставляйте детей одних, без присмотра!
Соблюдая несложные правила вы обезопасите себя и окружающих от возможных травм и повреждений!
разгарнуць » / « згарнуць